сериал Оккупированные 1 сезон
Occupied
Okkupert
Актеры:
Хенрик Местад, Эльдар Скар, Эни Даль Торп, Ragnhild Gudbrandsen, Ингеборга Дапкунайте, Kristin Braut-Solheim, Selome Emnetu, Daniel Rusten Larsen, Вегар Хуль, Veslemøy Mørkrid
Режисер:
Эрик Рихтер Страндт, Йон Андреас Андерсен, Эрик Шёлдбьерг
Жанр:
триллеры
Страна:
Франция, Швеция, Норвегия
Вышел:
2015
Рейтинг:
6.30
7.60
"Оккупированные" – амбициозный драматический эпос, плод совместных усилий нескольких кинокомпаний, который переносит зрителя в мрачную перспективу грядущего. Сериал разворачивает перед нами трагическую историю о Норвегии, оказавшейся в состоянии непримиримого противостояния с агрессивными вооруженными силами Российской Федерации.
В условиях политической неопределенности и нерешительности, свойственной европейским структурам власти, российская сторона демонстрирует беспрецедентную четкость стратегических целей. Сущность этих целей заключается в стремлении к тому, чтобы Норвегия безоговорочно капитулировала перед планами разработки углеводородных месторождений в Северном море, признав тем самым приоритет российских интересов.
Однако дипломатические усилия оказываются тщетными, и Москва, предпочитая силовые методы разрешения конфликтов, прибегает к военному вторжению на скандинавские земли. Военные действия, как это часто бывает, представляются России более доступным путем, чем длительные переговоры и поиск взаимовыгодных компромиссов. Нежелание идти на какие-либо уступки продиктовано прагматичным расчетом: российскому руководству выгодны альтернативные условия, обеспечивающие контроль над стратегически важными ресурсами. В результате на скандинавском фронте разворачивается эскалация конфликта, сопровождающаяся неуклонным нарастанием российского военного присутствия и методичным закреплением достигнутых позиций.
>> Сезон 1
Оккупированные / Occupied Рекомендуем к просмотру
Рецензии
В последнее время бросается в глаза тревожная тенденция в норвежском обществе. Судя по всему, стремление к немедленному удовлетворению, эгоистическое преследование удовольствий, нередко завуалированное под благовидный предлог творческой деятельности (съемка фильмов, например), становится все более распространенным явлением. Не исключено, что подобное мировоззрение продиктовано неспособностью видеть перспективу, привычкой искать легкие деньги, а моральные принципы отодвигаются на второй план.
Похоже, что для некоторых из них жизнь – это просто череда возможностей для извлечения выгоды, не сопровождаемая угрызениями совести. Они услаждают себя иллюзией, убеждая себя, что совершают некие добрые дела, оправдывая свои поступки циничными шутками, оттачивая мастерство лицемерия. Им кажется, что они рано или поздно распутают этот клубок, уладят все вопросы, однако, в действительности, они медленно, но верно разлагаются, разрушая не только собственную душу, но и оказывая разрушительное влияние на окружающий мир.
Беспокоит и то, как этот порочный круг вовлекает в себя все больше и больше людей, заманивая их обещаниями забавы и легкости. Будущая расплата за подобные деяния неизбежна. Повсюду мы видим людей, лишенных ясного понимания нравственных ориентиров, и тех, кто, напротив, стремятся к нравственности, представляются им "ненормальными" и "психически неуравновешенными". Часто, эти обвинения – не более чем проекция собственных душевных терзаний, выраженная в злобных, лицемерных суждениях.
На фоне этой картины, противоречиво наблюдать за деятельностью некоторых представителей американской культуры. С одной стороны, в средствах массовой информации доминируют образы, поглощенные погоней за сенсациями, сладострастием и потребительским гедониismом. Это приводит к искажению восприятия нравственных ценностей, затеняя все, что превосходит поверхностные удовольствия. Но есть и другие, кто живет в согласии со своей совестью, сохраняя верность моральным принципам.
Некоторые, погружаясь в мир иллюзий, под воздействием низменных инстинктов и эгоистичных желаний, не осознают уничтожительное воздействие своих действий. Они подстрекают окружающих, располагая к бездумному подражанию, и радуются пока что непринужденной беззаботности. Однако, неизбежно наступает момент, когда безвременное веселье оборачивается болезненным падением, и в душе просыпается осознание совершенных ошибок.
К сожалению, многие нередко продолжают по пути саморазрушения, оказывая деструктивное влияние на жизни других. Они смешивают хорошее и плохое, убеждая окружающих следовать их примеру.
Важно понимать, что судить о других – не в нашей компетенции. Мы сами недостаточно хорошо знаем себя, не говоря уже о других. Возможно, и показываемое на экране не отражает внутреннюю борьбу, происходящую в душе каждого человека. То, где идет эта битва, а где - нет, остается загадкой, и наше право - не осуждать и не задавать оценки. Потому что кто из нас, действительно, имеет право на это?
Внезапно открывается перспектива – вот она, корень истины! Россия предстает как Империя Зала, и этот фундаментальный факт подсовывается вниманию многих телезрителей как нечто само собой разумеющееся. Однако, следует признать, что наши скандинавские коллеги не сумели предложить ничего кардинально нового, ни революционного, в рамках данного повествования. Художественная, несомненно, пропитанная элементами футуристической пародией, картина "Occupied/Оккупированные" разворачивает перед нами сюжет, повествующий о существовании некоего, почти глобального заговора. Его цель – подточить экономическую устойчивость Норвегии, насчитывающей четыре миллиона жителей. С помощью тщательно спланированных интриг, сложной паутины махинаций, скрытых угроз и дерзкого саботажа, злоумышленники стремятся отклонить маленькую скандинавскую страну от своего прогрессивного, даже благородного курса, возвращая ее на давно изношенные рельсы нефтегазовой зависимости. При этом, в качестве очевидных бенефициаров, предстают не только Россия и Евросоюз, но, в первую очередь, транснациональные корпорации, чьи интересы и подталкивают к подобным действиям.
Тем не менее, здесь явно действует универсальный принцип: не политика определяет экономику, а экономика формирует политику. И именно в этом моменте кроется ключевое противоречие: норвежцы, как ясно было еще в первых минутах первого эпизода, когда корреспондент запрашивала мнение эксперта по данной проблематике, прекрасно осознавали, какой ответ последовал бы из Брюсселя. Однако, они не могли предвидеть вмешательства столь своеобразной силы, обозначенной как "неотесанная", "непричесанная" страна, в качестве незаинтересованной третьей стороны. Теперь мы можем с тревогой наблюдать, как эта хрупкая норвежская мечта, полная амбиций и надежд, рушится на глазах у чопорных политиков, самих норвежцев и мирового сообщества в целом, подобно карточной постройке, разрушенной одним лишь движением руки.
Следует подчеркнуть, что авторы сериала, в своей вымышленной вселенной, гипотетически возлагают ответственность за происходящее на правительства США и ЕС, а не исключительно на Россию. Что, безусловно, является интересной деконструкцией геополитических нарративов.
Ну что ж… События этого артхаусного проекта (который пока далек от полноценного кинематографического опыта) развиваются весьма своевременно. Оценивая с точки зрения новизны, наши скандинавские коллеги также не добились значительных успехов. Американские кинематографисты уже давно и беспрестанно занимались демонизацией образа России. Тем не менее, необходимо признать, что оккупация Норвегии – это нечто действительно уникальное, чего ранее не наблюдалось. Если же говорить абсолютно объективно, то, по сравнению с аналогичными работами, создаваемыми за океаном, события происходят в нашей, потенциально реальной Вселенной, а не в причудливых, болезненных фантазиях зарубежных режиссеров.
В любом случае, нам остается лишь наблюдать (или воздерживаться от просмотра, исходя из личных предпочтений и политических убеждений) и относиться с пониманием к нашим не столь прагматичным и дальновидным соседям, чьи творческие порывы, несомненно, заслуживают внимания и, возможно, даже некоторой снисходительности.
Не могу не отметить феномен людей, зацикленных на узком взгляде на мир, тех, кто, кажется, заперт в своей собственной призме восприятия, склонных к фанатичной защите доктрин и убеждений, воспринимая любые альтернативные точки зрения как личное оскорбление. Назвать их "Секстанты" было бы, пожалуй, изящно, но, к сожалению, это обозначение уже закреплено в другой сфере.
Примечательно, как часто и с какой язвительностью высмеивают радикальные позиции, какими бы гротескными они ни казались, а они, словно живучие сорняки, продолжают прорастать и множиться. Если бы этот сюжет был представлен в комедийной манере, учитывая его абсурдность, возможно, он и не привлек бы внимания зрителей. Однако, в хитроумную конструкцию теории добавили оттенок тревоги, предостережение о надвигающейся глобальной катастрофе, и сериал неожиданно обрел шанс на коммерческий успех.
Иронично, что движение, которое изначально позиционировалось как защитник природы – "зеленые", – переключило свой фокус на глобальное потепление. Тревога поселилась в сердцах людей? Нет? Тогда она уже направляется к вам.
Почему же сериал имел потенциал для комедийного воплощения? Все дело в том, что борьбой с этим глобальным вызовом взялась страна, охваченная обширными территориями, расположенными за Полярным кругом. Там, в суровых полярных широтах, существование тесно связано с другими, более насущными проблемами. Абсурдность ситуации подкрепляется еще и тем, что "ториевая энергетика" (о чем в фильме деликатно умалчивается), основанная на делении тяжелых элементов, представляется альтернативой, в то время как сторонники "чистой энергии", например, в Германии, уже приняли решение о поэтапном закрытии атомных электростанций - тот же принцип, но с иной перспективы.
Несмотря на кажущуюся безопасность (не будем забывать о печальном наследии Чернобыля и Фукусимы), компактность (по сравнению с непредсказуемостью солнца, ветра и воды), этот способ производства энергии в практически неограниченных объемах признается неперспективным. Это парадокс, заставляющий задуматься о приоритетах и мотивах.
*P.S.* Российская Федерация в последнее время демонстрирует непростую, порой вызывающую недоумение, позицию на международной арене, порождая опасения относительно перспектив глобальной стабильности. Поэтому эта роль, в представленной истории, использована лишь как связующее звено и могла быть легко заменена ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ), или даже частной военной компанией, подобной Blackwater – не менее подходящими кандидатами на роль мирового антагониста.
*P.P.S.* Атомная электростанция Фукусима – это инженерное решение эпохи 70-х годов, уникальное для Японии, воплощающее концепцию, не получившую широкого распространения в других странах. Чернобыльская АЭС взрывалась из-за вопиющей небрежности, допущенной во время проведения профилактических работ. Более того, эта станция, в обход общепризнанных международных соглашений, использовалась для не совсем мирных целей, и эта информация тщательно скрывалась за завесой секретности.
Сюжетная линия сериала представляется крайне натянутой и лишенной логической обоснованности, воплощая в себе ряд неправдоподобных сценариев. Представить себе, чтобы институты Европейского Союза, известные своей прагматичностью и склонностью к стратегическому планированию, добровольно отвергли перспективный источник энергии – немыслимо. Гораздо более вероятным представляется предложение о всесторонней поддержке и содействии в освоении технологии ториевой энергетики, что позволило бы им укрепить свои доминирующие позиции на глобальном энергетическом рынке и утвердить свою гегемонию в этой жизненно важной отрасли.
Аналогичная абсурдность наблюдается и в изображении позиции Соединенных Штатов по отношению к Организации Североатлантического договора. Отказ от участия в НАТО – поступок, противоречащий многолетним интересам американской внешней политики. Это равносильно тому, как если бы легендарный кукловод Карабас Барабас лишился бы своего кукольного театра, отказавшись от инструмента своего влияния и власти. НАТО, без сомнения, является проектом, созданным и поддерживаемым США, и гораздо вероятнее, что они предпримут меры по подавлению любых попыток непокорности среди своих союзников, нежели самостоятельно откажутся от столь важного инструмента геополитического влияния.
На протяжении последних семи десятилетий ни одна другая держава не проявляла столь неуклонного и всеобъемлющего интереса к контролю над нефтеносными регионами, как Соединенные Штаты. Сегодня Норвегия, формально сохраняющая свою независимость, фактически пребывает под влиянием американского контроля. Военнослужащие США, обосновавшиеся на норвежской территории под предлогом общего обеспечения безопасности, на деле преследуют собственные цели, и любое сопротивление попыткам возмущения со стороны этой небольшой страны обречено на полный провал.
Авторам сериала следует было пересмотреть концепцию антагониста, поскольку выбранный вариант не выдерживает критики. Однако, в своей спешке или по причине намеренного умалчивания, они пропустили важные исторические реалии. Россия первой признала независимость Норвегии от Швеции в 1905 году – событие, имеющее огромное значение для норвежской идентичности и государственности. Более того, советские войска сыграли ключевую роль в освобождении норвежской земли от немецких оккупантов в середине XX века – событие, которое глубоко врезалось в норвежскую память.
Доказательством этой исторической связи служит трогательная картина «Под каменным небом» (Under en stenhimmel), вышедшая в 1974 году. На премьерном показе этой работы норвежский король Улав V, долгие годы отчаянно искавший союзников в борьбе с фашизмом, не смог сдержать слез, вытирая их крупным, торжественным платком – неоспоримым символом глубокой благодарности и признательности за помощь, оказанную в трудную минуту. Игнорирование этих фактов делает сюжетную линию сериала не только неправдоподобной, но и оскорбительным искажением исторической правды.
В этом новаторском телепроекте сплетаются воедино захватывающий сюжет и глубокие, порой неудобные, вопросы, затрагивающие самые уязвимые места современной цивилизации. Сериал предлагает зрителю взглянуть за завесу официальности, проникнуть в мрачные коридоры власти, где рождаются решения, определяющие судьбы наций. Действие разворачивается в Норвегии, стране, где переплетаются нити сложной политической жизни и будничного бытия её граждан, демонстрируя глубокую взаимосвязь между этими сферами.
Повествование, базирующееся на вымышленном сценарии, исследует феномен современной оккупации, ставя под сомнение саму возможность подобной квалификации действий. Россия представлена в сериале с преувеличенным драматизмом, представая в облике грозной и жесткой силы, в чьих действиях просматриваются элементы террористической деятельности. Важно подчеркнуть, что это субъективное видение автора, и оценка его соответствия реальности остается на совести зрителя.
Центральной темой является становление и эволюция экстремизма, показанного с разных перспектив, что подталкивает к размышлениям о относительности моральных оценок. В зависимости от выбора политической стратегии, один и тот же индивид может быть воспринят как герой, защитник национальных интересов, или же как безжалостный террорист, угроза самой идее государственности.
Зритель получает уникальную возможность заглянуть в мир спецслужб, лицезреть оперативные мероприятия и понять тонкости дипломатической работы. Показано, как изощренными методами можно представить зло как благо, а агрессора – как сторону, вынужденную защищаться. Сериал высвечивает деликатность баланса сил и уязвимость мира, стоящего на грани войны и соглашения.
Это зрелое и драматичное произведение, лишенное прикрас и наполненное тяжестью реальных проблем, но, тем не менее, не лишенное увлекательности и побуждающее к глубоким размышлениям о текущем положении вещей в мире. Он заставляет задуматься о тонкостях геополитики, о хрупкости мирных договоров и о цене, которую приходится платить за геополитические амбиции.
